Владивосток
Время работы по МСК
Ежедневно с 6:00 до 19:00
Число штрафов за отсутствие тахографов — приборов, регистрирующих скорость, режим труда и отдыха водителей, — в 2015 году увеличилось почти в 20 раз. Как рассказали «Известиям» в экспертном центре «Движение без опасности», с января по июнь в России было выписано 235 тыс. протоколов за это правонарушение, тогда как за первое полугодие 2014 года — всего около 13 тыс. Участники рынка говорят, что иногда им выгоднее заплатить штраф, чем устанавливать дорогостоящее устройство и в дальнейшем нести ответственность за переработки водителей.
Устанавливать тахографы начали обязывать на грузовом и пассажирском транспорте с 2014 года, однако, как показывает статистика, в прошлом году карательные меры практически не использовались — за январь–июнь 2014 года по всей России было выписано 12 944 штрафа за отсутствие тахографа и 243 штрафа за нарушение водителем режима труда и отдыха. «Но уже в 2015 году количество выписанных протоколов за первое полугодие превысило весь объем 2014 года. Так, по ч. 1 ст. 11.23 КоАП («Отсутствие тахографа») в январе–июне 2015 года выписано 235 665 протоколов, а по ч. 2 ст. 11.23 («Нарушение режима труда и отдыха») — 4532», — говорится в отчете центра «Движение без опасности».
Ответственность за правонарушение лежит на водителях и тех сотрудниках, которые выпускают транспортные средства на линию. Чаще всего штрафуют именно водителей — в 2014 году на них было выписано 88% протоколов и только 12% — на должностных лиц, а в 2015 году: 79% — на водителей и 21% — на должностных лиц.
Как пояснил директор центра Вадим Мельников, если сотрудник ГИБДД останавливает автомобиль на трассе, то за отсутствие тахографа штраф выписывается водителю. Если же проверка проходит на предприятии или нарушение выявлено во время предрейсового контроля, то нарушителем признается должностное лицо.
— Для водителей установлен штраф от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, а на должностное лицо, которое выпускает на линию транспортное средство, — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, — сказал он.
По словам Мельникова, не все перевозчики спешат оснащать грузовики и автобусы тахографами.
— По некоторым данным, менее четверти автопарка, который подлежит оснащению (более 4,1 млн транспортных средств), сейчас оборудован контрольными устройствами. При этом если говорить только о цифровых тахографах, то ими оснащено менее 10%, — рассказал Мельников.
В экспертном центре полагают, что число штрафов резко выросло, поскольку с 2015 года сотрудники ГИБДД стали более строго подходить к этому нарушению, тогда как раньше были послабления, поскольку участники рынка только привыкали к новым правилам. Кроме того, с апреля этого года к группе ТС, оснащаемых тахографами, добавились автомобили категории № 2 (от 3,5 до 12 т) и уже все перевозчики должны были оснастить свои транспортные средства приборами.
Председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин считает, что некоторым перевозчикам выгоднее заплатить штраф за отсутствие тахографа.
— Число штрафов достаточно большое, потому что еще не все разобрались, какие именно нужно устанавливать устройства, как это делается, как их обслуживать и пр., — говорит он. — Кроме того, например если водитель беспрерывно едет 16 часов, то это же расстояние с тахографом, соблюдая все правила отдыха, он будет ехать больше суток. Перевозчикам невыгодно брать второго водителя или идти на увеличение времени в пути, поэтому иной раз проще вынуть тахограф, чем оплачивать штрафы за выявленные нарушения. Также устройства стоят в среднем 30 тыс. рублей, а их еще нужно установить и обслуживать в дальнейшем.
Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников отметил, что, несмотря на резонансные аварии с участием автобусов, этот вид транспорта является одним из самых безопасных.
— Ежегодно в России участвует в пассажирских перевозках порядка 17,5 млрд человек, при этом, согласно многолетней статистике, в среднем в ДТП с участием автобусов погибает 178 человек в год и только в каждом пятом случае в аварии виноват водитель, — говорит он. — Поэтому в принципе непонятно, для чего тогда устанавливать тахографы. Полтора года назад мы добились того, чтобы вывести из-под действия этого закона городские и пригородные автобусы, которые утром выезжают из парка, вечером возвращаются и проходят все предрейсовые осмотры.
По словам Свешникова, основная проблема заключается в том, что каждому водителю необходимо получить электронную карточку.
— Дело даже не в установке тахографов. Каждый водитель должен получить персональную электронную карточку, которую он вставляет в специальное гнездо, и только после этого он может начать движение. Этот процесс занимает не один день, а с учетом большой текучки водителей это становится проблемой, — говорит он. — Перевозчикам не хватает водителей, поэтому они вынуждены идти на переработки. Кроме того, что делать, если, например, водителю нужно сделать перерыв, а он едет по трассе, где нет ни стоянок, ни придорожного сервиса? Тогда маршруты должны быть рассчитаны с учетом режима труда или нужно отправлять по два водителя.
Отметим, что за первое полугодие 2015 года число аварий с участием грузовиков уменьшилось на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — таких ДТП произошло 4480. Погибло 669 человек, что на 16,6% меньше показателя прошлого года, а было ранено 5666 человек, что меньше на 2,8%. Однако число аварий с участием автобусов выросло на 7% — за шесть месяцев текущего года произошло 2196 происшествий. В этих ДТП погибли 142 человека (увеличение на 31,5%) и ранены 3362 человека (увеличение на 10,3%).
Напомним, что Минтранс планирует ужесточить ответственность за отсутствие тахографов — ведомство разработало поправки в ст. 11.23 КоАП, согласно которым за отсутствие контролирующих устройств будет грозить штраф также юрлицам — владельцам машин.
источник:
http://izvestia.ru/news/589014